А надо ли пугать детей?

Подобная практика освящена традицией и берет начало откуда-то из самого далека… „Придет серенький волчок”, „Идет коза рогатая… кто кашу не ест…”

А еще в старых книжках детей пугают не милиционерами, а городовыми… Традиция явно в наличии, что вроде бы хорошо.  А как насчет эффективности? Помогают ли страшилки  в деле воспитания?Давайте сразу, не лукавя, расставим точки над „и” — помогают! Впечатленный „козой рогатой” малыш разевает ротик и кушает нелюбимую кашку. Не в силах понять, зачем милиционеру или городовому маленькие дети, кроха на всякий случай затихает — а вдруг они их коллекционируют или едят?По критериям „традиционность и эффективность” мы видим однозначные плюсы! Что же, давайте пугать детей — и вырастут они послушными и воспитанными?

А надо ли пугать детей?

 

 

Конец сказочке

Во-первых, нельзя пугать до бесконечности. Рано или поздно ребенок вырастает и понимает, что никакой козы рогатой, следящей за поеданием кашки, нет в природе. Дорогие игрушки никто в окно не выкидывает. И милиционеры маленькими детьми не интересуются совершенно. Но ведь есть кашку по-прежнему надо. Игрушки убирать и маму слушаться тоже желательно. Что вы предпримете? Придумаете страшилки для более старшего возраста?

Но чем вы будете пугать ребенка десяти и четырнадцати лет? А в таком возрасте особенно важно, чтобы сын или дочь прислушивались к вашим словам, потому что их собственные импульсы могут быть действительно опасными…

Правда и ложь

Однако развенчание „козы рогатой” еще не самое страшное. Материальные и даже психические „перевертыши” обычны для мира маленького, но стремительно растущего ребенка. „Еще недавно я не доставал до этой ручки на двери, а сегодня достал. Раньше мне нельзя было нажимать копки на пульте, а теперь я сам включаю мультики. Раньше я боялся Бабы-яги, а теперь знаю, что это не она за стеной шумит, а сосед ремонт делает. И я ничего уже не боюсь…”Но вот открытие из другого ряда: „Мама, папа и бабушка врали мне специально. Чтобы я ел эту противную кашку! Чтобы я быстрее уснул! Чтобы я их слушался! Значит, то, что они мне говорят, — вовсе не то,А надо ли пугать детей? что есть на самом деле!”Рассуждая так, ваше чадо решает для себя важный вопрос: „Как же отделить правду от лжи, c помощью которой взрослые мной управляют?”

Любой ребенок до определенного возраста живет в уюте мифа о всемогуществе родителей. Увы, рано или поздно этот миф умирает. Но неизбежный стресс маленький ребенок эволюционно готов пережить. А что же родители? Разве они хотят, чтобы дочь или сын столкнулись еще и с их враньем?

Ведь пережить это тем более нелегко, если ребенок еще мал и не способен подробно обсудить эту тему. Что же за воспитание получается если регулярно применяют страшилки? Ребенок послушно выполняет ваши инструкции, прекращает нежелательные действия. Почему? Потому что боится!В традиционном обществе все это неплохо работало веками: люди боялись грозы, Бога, осуждения общины… И таким образом их поведение вполне успешно регулировалось.Но долго ли это будет работать в современном мире, где нет четких установок: делай и живи только так! Где неустанно пропагандируется толерантность и терпимость.А как же тогда воспитывать?! — воскликнет родитель. Я и сам вижу несостоятельность страшилок. Но если нельзя сказать про Бабку-ежку, что использовать взамен?

Прямые ответы

По счастью, для маленького ребенка есть непререкаемый авторитет — его родители, которые и должны быть первыми учителями и водителями в этом огромном мире. Вы хотите прекратить нежелательное поведение ребенка или добиться желаемого? Попробуйте сказать прямо:„У бабушки болит голова от громкого крика.

И я тоже расстраиваюсь оттого, что моей маме плохо из-за тебя.”„

Мне очень приятно, что ты сам построил из кубиков такую сложную штуку. Давай сохраним ее до папиного прихода. Уверена, она ему тоже очень понравится.”Подумайте сами: почему ребенок должен корректировать свое поведение, исходя из потребностей мифических существ, а не из того, что нужно и приятно его близким?!„Да я могу долго так говорить, он даже не обернется!” — порой в сердцах восклицают молодые мамы.

И что же будем делать? Постараемся восстановить авторитет родителя или переложим ответственность за поведение ребенка на козу и городового? Большинство родителей, надо отдать им должное, выбирают первый вариант.

Попробуйте проверить самих себя!

Исход воспитания, основанного на страшилках, проще всего пояснить на примере. Есть два типа людей, которые не воруют. Первые — просто боятся: если я украду, меня посадят в тюрьму. Такой человек при случае может украсть и даже получит удовольствие от этого. Второму типу людей воровство органически противно. Даже имея возможность что-то присвоить, такой человек останется честны

м. Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок не воровал? А почему? Если вам ближе второй тип людей, то воспитание основанное на страшилках, решительно не для вас!

Источник http://www.moy-rebenok.ru

One thought on “А надо ли пугать детей?

  1. Помню как нас в детстве тоже страшилками пугали, что придет страшный дед с бородой и заберет с собой. Только вот мы не очень-то боялись (особо и не верили), но на всякий случай замолкали. А вообще пугать детей, думаю, не лучший вариант. Старше ребенок начнет понимать, что родители его постоянно обманывают и их авторитет в глазах ребенка будет падать, кроме того, у некоторых детей может появится страх.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *