Женские головные уборы

Женские головные уборы

Традиционный народный костюм никогда не обходился без головного убора. Пожалуй,только босоногим ребятишкам позволялось бегать без него. Женские головные уборы являли из себя чуть ли не произведение искусства. Женские головные уборыОни расшивались золотом, яркими шерстяными нитями, обильно украшались разноцветными камнями, а то и жемчугом. Конечно, изготовление таких вещиц обходилось недешево, их берегли и зачастую передавали от матери к дочери (или от бабушки – внучке). По ним всегда можно было определить семейное положение обладательницы.

То, что девушка пока не вышла замуж, свидетельствовала одна заплетенная коса ассоциирующаяся с девичьей честью (аналогично – борода с мужской), считалось весьма оскорбительным дергать за нее.

Для девушек шили специальные повязки на подкладке. Для их изготовления шел холст ( полосы шириной – до 25 сантиметров, в длину – до полуметра). На холщовую основу нашивались бархат или шелк с парчой. К надетой на лоб либо теменную область и завязанной тесемками повязке приспосабливалась пара лопастей из ткани потяжелее. Их могли заменить и разноцветные текстильные ленточки вдоль спины. Северяне любили расшивать девчачьи головные уборы стеклярусом или бисером, а те, кто побогаче, – и жемчугом да золотом.

Замужние женщины не ходили с непокрытой головой, поскольку народные предания отводили волосам роль места, где сосредотачиваются жизненные силы, а то и уровень материального достатка. Считалось, что распущенные волосы могут спровоцировать несчастье, погубить выращенный урожай. Их хозяйка всерьез подозревалась в «общении» с ведьмами да русалками. Недаром женщина с сорванным головным убором воспринималась обесчещенной.

Замужество, меняя женский статус, вносило изменения и во внешний облик. Заплетенные две косы покрывались кокошником. Иными словами, на голову водружалась небольшая шапочка из легкого материала, имеющая высокий твердый околыш. Сами конструкционные особенности могли кардинально различаться по форме. Впрочем, все ее виды являлись праздничными. По будням носились повойники – матерчатые шапочки, которые сверху накрывались платками.

Последние, кстати стали незаменимой вещью только в 18 веке. Их носили даже с кокошником. За какие-то 100 лет платок получил столь широкое распространение, что стал являться для женщин крестьянского сословия основным убором. Платки различались не только видами да расцветками, но и здорово разнообразились способами подвязывания. Варианты для праздника шились с яркими узорами, были особенно нарядными. Для повседневных дней использовалась более скромная (однотонная или в клетку) ткань. Первое время платки на шее носили даже мужчины.